Проект инициировала Анна Карышева, студентка Академии документальной и арт-фотографии Фотографика. В дневнике использованы ее снимки УЗИ и стихотворение, факты из биографии.
Inception начинался как документальный проект, я фиксировала обстановку, изменения тела, места и вещи, связанные с детством Ани. Чем дольше это продолжалось, тем больше появлялось снимков, которые интересны мне, потому что они вопрошают: Что такое начало человеческой жизни? Что для этого требуется? Насколько устойчива жизнь в своем начале?
Эта серия – про пространство для новой жизни, про одиночество и уединение, про неопределенность и уязвимость, которые сочетаются с неизбежностью.
Рената Касимова – художница из Санкт-Петербурга. В 2013 - 2014 участвовала в проектах фонда Культурный Транзит, среди которых – ПОЛ, НЕТЕМНО, (das)GIFT, TerraIncognita.Завтра. В 2019-2020 являлась участницей мастерской VIEW.
Я ищу визуальную форму для переживания телесности. Чаще всего это работа с танцовщиками и перформерами, к тому же это исследование пространства для жизни: интерьеры и архитектура, которые выражают наши представления о потребностях тела, удобстве, отдыхе, безопасности.
Деконструкция— это автопортретная серия фотографий и предметов. Для художницы это — попытка заземлиться, поймать за хвост ускользающее чувство целостности себя как личности, как авторки, как живого существа. Серия выполнена в технике коллажа, а также включает в себя объекты в форме квадратов, имитирующих фигуры игры Тетрис. Тема игры и игрушек прослеживается во всей серии как неотъемлемая часть детства, как метафора ощущений матери, которая сама чувствует себя игрушкой в руках ребенка. Казалось, я исчезаю. Физически распадаюсь на кусочки, на фрагменты от усталости, недосыпа, ответственности, круглосуточной включенности в процесс. Да, молодой мамой вечно не быть, но в пик напряженного периода об этом не особо думаешь.Привычная форма восприятия реальности растворялась, рассыпалась, и единственное, что спасало — это поиск новой, преимущественно, после того, как уложишь ребенка спать. Так, деконструкция обернулась переосмыслением, терапией, пробуждением. Пересборкой под звуки поющих погремушек и развивающих кубиков.
Ира Брана – фотографка и визуальная художница из Санкт-Петербурга. В своих работах она исследует темы ностальгии, идентичности, поэтизации повседневности через предметную фотографию, автопортрет и наивную фотоскульптуру.
Исследование телесности ворвалось в мою жизнь с опытом родительства. В какой-то момент мне стало не стыдно говорить о том, что мое материнство – разное и дарит мне широчайший диапазон чувств, эмоций, почвы для исследования себя как человека, женщины, матери, художника.
Скульптуру Матчество я делала в резиденции для мам Мамадец. На меня оказали большое влияние практики других художниц. Многие из них занимались шитьем, и я поняла, что в этой деликатной технике кроется мощный потенциал самофиксации. Кажется, у меня получилась довольно жуткая работа об отношениях с телом, матерью, ребенком.
Алина Бровина– художница, учится в Школе Родченко. Занимается сопоставлением женского и растительного, работает с темами материнства, трансформаций и нейроландшафта.
После рождения ребенка, у меня произошло кардинальное изменение восприятия окружающего. Я стала видеть растительное и земельное как телесное. Начиная от маршрутов и тропинок, повторяющих сети нейронов в мозге, заканчивая буквальным олицетворением тела с растительной плотью, наблюдением за вдавливанием и сексуальность растений. Кажется, у меня получилась довольно жуткая работа об отношениях с телом, матерью, ребенком.
Проект посвящен принятию себя после беременности и родов, проживанию личного опыта рождения ребенка, и исследованию схожего опыта других женщин.
Работы представляют собой барельеф женской фигуры, покрытый цветными жгутиками из пластилина.
Жесты скульптур неслучайны, перед началом работы я изучала какие движения и взаимодействия наиболее часто повторяются у каждой модели. В работе Автопортрет – это объятие, а в скульптуре Вика, для которой позировала подруга, – защита.
Позировать для подобной работы – терапевтическая практика для женщин, которые прошли через изменения своего тела. Это – попытка взглянуть на себя со стороны, принять свое тело после рождения ребенка.
Осознание нового не приходит к нам сразу, приходится снова знакомиться со своим телом, изучать его, привыкать и начинать чувствовать. Во время материнства мы забываем о себе, терпим боль, неудобство, заставляем себя снова и снова выключать свои ощущения, чтобы перебороть дискомфорт ради ребенка. Мой проект направлен на переключение внимания женщины на себя и свои телесные потребности.
Мария Макарова закончила МГХПА им. С.Г. Строганова в 2013 году, работает архитекторкой-дизайнеркой. Активно заниматься реализацией себя как художницы стала после рождения дочки.
В 2021 году участвовала в резиденции Мамадец в галерее Пересветов Переулок, а также была участницей спецпроекта Обнять и Плакать во время VI Уральской индустриальной биеннале в Sinara Art Gallery.
Офа... Офелия... В начале этой работы был просто образ человека. Его тонкого состояния. Он почти прозрачен. Это – как растворение. Когда человек в потоке своих мыслей и переживаний (и ничего нет больше). Он сконцентрирован в вакууме. Его сознание нацелено на решение вопроса, вывода эмоций.
В работе Офа я изобразила человека без окружения, то есть непонятно, где он. Чувство парения, невинное и греховное единовременно, передается через ломаный силуэт. Офелия погибла от горя и безумия. В Офе передана тонкость ее состояния, ее боль и невинность.
Так же для меня важно было передать идею без явных гендерных рамок и литературщины. Важна только красота человека и его души.
Анна Чугайнова родилась 25 ноября 1987 года в Перми. Выпускница Уральского Филиала Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова, по специальности Живопись. Свободный художник. Работает в таких техниках как живопись маслом, акрил, смешанные техники, инсталляция.
Кожу, мышцы, части тела и их движения можно рассматривать как отражение внутренних ритмов, движения мысли, чувств. Выражаю душевное состояние через пластику человеческого тела.
Работы Лены продаются.Цены начинаются от 300 рублей.
Для приобретения напишите на pole.telesnosti@gmail.com
В графической серии работ Внутри рассматривается образ изолированной женщины как метафоры сепарации женского тела и личности. Используется техника линогравюры.
Женское тело на протяжении всей истории человечества воспринималось как объект обладания, трофей, именно оно вызывало сексуальное искушение. В масляной живописи женское тело изображалось исключительно для смотрящего на нее зрителя-мужчины. Женщин сексуализируют, а потом обвиняют в этом. Тело для женщины становится бесконечной ловушкой, как бы они ни выглядела.
В проекте отражено противоречие, возникающее у многих женщин: с одной стороны – желание любви и принятие своего тела, с другой – обида и боль, которая с ним ассоциируется. Тело кажется клеткой, которая давит на женщину, сковывает ее. Женщина же смотрит на мир изнутри своего тела и не может абстрагироваться от роли, которую оно выполняет в социуме.
Лена Балакирева – художница из Москвы, студентка Школы дизайна ВШЭ (практики современного искусства). Работает с темами феминизма, телесности, концептуализации личного опыта.
Я очень тактильный человек. У меня хорошо развита тактильная память, и я воспринимаю мир через свои руки. Часто работаю в прикладных практиках, для меня они теснее связаны с темой телесности. Экспериментирую с человеческим телом в медиумах фото/видео-арт. Во многом связываю тему телесности с феминизмом. Через свои работы исследую отношения с собственным телом.
Проект Анны Пряхиной – о принятии себя и своего тела. Бинарной физичностью художница назвала состояние, когда мы стремимся принять свое тело таким, какое оно есть, но при этом прибегаем к различным трансформациям внешности.
Анна Пряхина– студентка факультета современного искусства высшей школы Среда обучения. В основном работает с фотографией. Резидентка Галереи 22 (Москва) и HazeGallery (Берлин). Кураторка по фотографии в Центре современного искусства 21А (Мурманск).
Я делаю селфпортреты. Часто обнаженные, показывая близость к природе, магнетизм, ощущение энергии во вселенной. Это очень важные для меня процессы. Я как будто проявляю себя. Это мне помогает в развитии себя и своих центров, в ощущении себя в пространстве.
Надежда Фомичёва КОЕ-ЧТО
Работы Надежды продаются. Каждая по 6 000 рублей.
Для приобретения напишите на pole.telesnosti@gmail.com.
Комплексы – это негативное представление о качествах внешних и внутренних, которые у нас есть. Ими обладает абсолютно каждый. У меня самой они есть. И я замечаю их у своих знакомых. Но по-настоящему с этой проблемой я столкнулась, когда стала рисовать человеческое тело с натуры.
Несмотря на то, что для позирования нужна определенная смелость, я замечала у натурщиков смущение, когда они смотрели на сделанные наброски. Я слышала: ‛Какой у меня живот, мне нужно похудеть‛, ‛ У меня есть складки, кошмар!‛ Это всё влияло на поведение и позы, которые они принимали после. Они становились более замкнутыми и робкими. Это показалось мне интересным, ведь в жизни комплексы также управляют людьми.
В серии Кое-что Надежда изобразила красоту человеческого тела через его, как принято считать, несовершенства. То, что люди привыкли считать недостатками, по мнению Надежды, – совсем не страшно, а наоборот – красиво.
В основе каждой картины лежит набросок, сделанный с реального человека. Для каждой композиции Надежда старалась находить визуально привлекательные, приятные для глаза, цветовые решения. Для большей выразительности художница использовала манную крупу, которая добавляет работе фактуры и создает такую бархатную, теплую основу поверхности.
В 2020 году Надежда Фомичева участвовала в конкурсе Новые имена в музее Нонконформистского искусства (арт-центр Пушкинская-10). Провела первую персональную выставку Кое-что в музее современного искусства Артмуза. Стала победительницей пятого конкурса молодых художников, работающих в сфере современного искусства и специализирующихся на создании графических работ.
Модели в работе Натальи 50+, и у нее отличное восприятие собственной телесности. Адекватная оценка возраста, забота о себе и понимание, что главный ресурс человека – он сам. Отсутствие желания поддерживать навязанный патриархатом культ молодости, принятие себя и благодарность за то, что тело меняется. Несет свое право на морщины, воспринимает свои эмоции, ощущает и управляет своей жизнью и телом. Тело – это просто тело. Тело – не картинка, радующая чужой взгляд. Наталья разговаривает с женщинами об их восприятии собственного тела. Рассказывает, что несоответствие требованиям к женской внешности – это то, что мы сами себе предъявляем. И если эти требования не обусловлены дресс-кодом на рабочем месте, то они не должны занимать определяющее место в жизни. Ее героини не боятся честности во время съемки, идут на диалог и не скрывают эмоций.
Я помогаю женщинам принять свои переживания и трансформации тела в период каких-либо изменений. Визуализация человека посредством полученной карточки – это констатация факта физической оболочки, уход от дискомфорта собственной интимности. Детализация незначительных изъянов через крупные планы уводят от понимания идеализации и стереотипности навязанных атрибутов молодости и обязательной успешности.
Наталья Скиданова– фотографка из Сибири. Основные мотивы работ – архитектура, портреты домашних животных и будуарные фото женщин. Наталья отравляет свои работы для публикаций в журналах Marika, TopPosters, ведет электронное портфолио на Photovogue.
Участница XIV Красноярской музейной биеннале, создательница собственных трактовок инструкций в двух направлениях: Клаудио Гобби. Как фотографировать архитектуру и Хайди Шпекер, ПО-ВТ-CР-ЧT-ПЯ-CУ-ВО.
Юлия Абзалтдинова Показать то, что нельзя увидеть / TO SHOW WHAT CANNOT BE SEEN
Аудиовизуальная и тактильная инсталляция Юлии Абзалтдинова – это двухчастный проект, осуществленный в Краснодаре в соавторстве с местным сообществом незрячих и слабовидящих людей.
В этой работе я обращаюсь к практике чуткого взаимодействия, используя синхронизацию ощущений между мной, художницей и участником. В этом проекте используется метод арт-терапии, формируя запрос участника на реализацию нового для него визуального опыта или на решение тех или иных визуальных задач, связанных с его телесностью.
Основной темой совместного с участниками исследования является эстетическая категория красоты. Как незрячие представляют себя красивыми? Какие эмоции возникают у них в процессе принятия себя и своего тела? Как окружающие люди видят их?
Результат взаимодействия – фотопортреты незрячих людей и аудиозаписи разговоров с ними. Аудиальная часть инсталляции – это интервью и запись общения во время съемки. Визуально-тактильная часть представлена портретами в лайтбоксах: контуры человека на фотографии – изгибы тела, черты лица, детали и линии одежды, – с помощью техники выдавливания тонкой иглой приобрели объем, сравнимый со шрифтом Брайля. Портреты помещены в бокс со светодиодами, пропускающими тепло сквозь поверхность изображения. Подача тепла регулируется с помощью толщины пластиковой поверхности бокса. Использование тонкого или более плотного материала пластика метафорически указывает на уровень контакта между художником и портретируемым. Если при взаимодействии между ними родилось больше эмпатии, а дистанция в общении сократилась – поверхность портрета более теплая, и наоборот.
Смена фокуса зрителя с визуального на тактильное и звуковое восприятие предоставляет возможность посмотреть на категорию красоты с различных позиций.
Послушать аудиоматериалы к проекту можно на сайте Юлии.
Художница Юлия Абзалтдинова окончила Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко в 2014, а также обучалась в ФотоДепартамент.Институт.
Воплощает свои идеи в визуальных жанрах искусства: фотография, видеоарт. Работает с фотографией, расширяя традиционные границы медиума, создает фотоинсталляции и фотообъекты. Исследует темы национальной и групповой идентичности, миграционной политики в России, воздействия человека на природную среду, самоидентификации женщины-художника. Ирония и острая постановка волнующих ее вопросов направляют ее практику. Художница также проводит лекции, посвященные идентичности.
Персональные выставки Юлии были показаны в Ельцин центре, Центре современной культуры Смена, Музейном центре Площадь Мира, Воронежском центре современного искусства, а также в музеях и галереях Москвы, Краснодара, Калининграда и Тобольска. Художница принимала участие в биеннальных и фестивальных выставках, среди которых: Vienna Photo Book Festival в Вене, Международная биеннале Phodar в Софии, Международный фотофестиваль в Пинъяо, Балтийская биеннале фотографии в Калининграде, Международный фестиваль видеоарта СЕЙЧАС&ПОТОМ’14 в Москве, а также в групповых выставках в галереях и музеях.
Я фотографировала себя, своих близких и знакомых. Тех, кто доверяет мне. Я стремлюсь показать тело просто как набор линий и эстетики, в какой-то мере абстрактно.
Екатерина Козлова занимается фотографией более 10 лет. В 2013 году закончила факультет психологии СПБГУ, а до этого – художественную школу. На данный момент работает в сфере фотографии и современного искусства. Является феминисткой, полиаморкой, сторонницей бодипозитива и ЛГБТК+ френдли персоной. В прошлом году проект Екатерины Козловой на тему менструации был опубликован на портале Домашний Очаг. Художница работала и на данный момент работает с журналами и галереями, ее работы участвуют в выставках в России и за рубежом.
Для меня важно показывать тело не через призму сексуальности. В некоторых съемках я беру тела и максимально убираю из них сексуальную составляющую, оставляю тело как объект, часть природы и интерьера. Я стремлюсь отойти от сексуальной объективации и мне интересны не классические параметры красоты, а разнообразие и индивидуальность. Геометрия тела, линии и возможность гармонично вписать телесность и обнажение в окружающую среду являются для меня определяющими факторами. Обнажение для меня – про естественность и гармонию, а не про призыв к сексуальному контакту.